Как правильно быть родителем

Как правильно быть родителем
Тяжёлый характер, проблемы со здоровьем или обучением ребёнка мы часто списываем на плохие гены. Между тем воспитание ребёнка подобно уходу за деревцем или цветком, ведь каждому известно, что в хороших условиях они вырастут крепкими и красивыми, и наоборот. Поэтому разговоры о плохих генах зачастую лишь попытка сбросить с себя ответственность воспитание детей, оправдание лени. О том, как вырастить «крепкое деревце», рассказывают наши эксперты.

«Здоровье детей в руках родителей»

Каждый родитель хочет, чтобы его дети были здоровыми, однако далеко не все прикладывают к этому усилия. Приведу наглядный пример: сейчас большинство дошкольников имеют проблемы с желудочно-кишечным трактом, вина по этому поводу цели­ком лежит на родителях. Признайтесь себе честно, у большинства правят бал полуфабрикаты. Между тем они, щедро сдобренные красителями, кон­сервантами, солью и сахаром, оказывают негативное воздействие не толь­ко на работу желудочно-кишечного тракта, но и провоцируют аллергические реакции, ухудшают работу иммунной системы. Доказано, что «безвредные» пищевые красители приводят к повышенной возбудимости и гиперактивности детей, поэтому главная за­дача родителей готовить пищу максимально «здоровую». И велосипед для этого изобретать не нужно. Мы в детстве ели настоящий суп (а не его заменители), кашу (а не хлопья на завтрак), компот (а не фанту и кока-колу). По собственному опыту и по опыту родителей, которые придерживаются принципов правильного питания, знаю, что дети привыкают ко вкусу здоровой пищи. А значит они, воспитанные вами на правильных пищевых принципах, не станут покупать искусственную еду, тем самым поддерживая своё здоровье и здоровье ваших внуков.

«Редкий ребёнок занимает себя сам»

Занятия спортом и физической культурой способствуют не только укреплению здоровья, но и напрямую связаны с умственным развитием. Доказано, что подвижные дети гораздо быстрее воспринимают и запоминают информацию, способны быстро переключаться с одной темы на другую и комбинировать разные виды информации. Они более любопытны, не зря их называют «почемучками». И я замечаю, что, начав заниматься спортом, с течением времени дети меняются в лучшую сторону. Однако бич современного образа жизни — малоподвижность и взрослых, и детей. Раньше дети больше гуляли во дворах, играли в командные игры, сейчас из-за глобальной компьютеризации и небезопасной обстановки ситуация изменилась, поэтому родители обязательно должны позаботиться о физических занятиях дошкольников и школьников. Не надо тешить себя мыслью, что придёт время, ребёнок сам захочет ходить на секцию. Лучше отвести его туда за руку. Многие дети начинают заниматься через «не могу», с большой неохотой, хотят бросить тренировки после нескольких занятий. И это закономерно, ведь всё и сразу редко у кого получается. Задача родителей объяснить ребёнку, что этот период не будет длиться долго. Исключения, конечно, бывают. Если через несколько месяцев у ребёнка не получается, имеет смысл поговорить с тренером, стоит ли продолжать занятия. Но большинство детей втягиваются в процесс, и у них всё получается. Хорошо когда сами родители показывают своим поведением ценность физической нагрузки, а не просиживают в выходные на диване. В итоге провести время активно с ребёнком некогда. Папа дол­жен найти время поиграть с сыном в футбол или с дочкой в баскетбол, покататься на велосипеде. Зимой можно всей семьёй пойти на каток, совершить прогулку на лыжах. В таком случае ребёнок начинает любить активный образ жизни, а примером являются родители. Отмечу ещё одну немаловажную деталь: человеку, который имеет увлечение, редко бывает скучно, а значит, он меньше подвержен чужому влиянию. Поэтому задача родителей подсказать ребёнку разные варианты проведения досуга, не жалея на это сил.

«Воспитание не значит наказание»

Я знаю, каждый из вас хочет быть хорошим, возможно даже, идеальным родителем. Дать детям лучшее, и речь не идёт о материальных вещах. Вы мечтаете передать им и свой опыт, и свои знания. Получается это не у всех и не всегда. На самом деле большинство проблем проистекает потому, что родителями быть нас никто не учит, а положительный пример перед глазами не всегда есть. Мне нравится подход, который разработали в Финляндии, — это замечательная подсказка для родителей.

Для родителей выделили пять основополагающих ролей. И каждая из них важна, поэтому ему нельзя нарушать баланс между ними. Это Учитель жизни, Дающий любовь, Регулирующий взаимоотношения, Устанавливающий пределы и непосредственно Воспитатель.
Начнём с Воспитателя. В данном случае это тот, кто обеспечивает течение повседневной жизни ребёнка, формирует бытовые навыки, заботится о здоровье и питании. Эта роль понятна родителям, поэтому именно она часто и главенствует над всеми остальными. Но оставаться только в роли «няни» родителям нельзя, потому что, взрос­лея, ребёнок будет видеть в родителе только обслуживающий персонал.

Другая роль — Устанавливающий пределы. Ребёнок, растущий без установленных родителями границ дозволенности, чувствует себя растерянным. И эта растерянность впоследствии выражается в агрессивном, асоциальном поведении, корни которого заложены в детстве. Поэтому родитель должен уметь сказать «нет» и «нельзя». Он должен следовать принципам и договорённостям, контролировать выполнение установленных в семье правил, устанавливать наказание при их нарушении. Но эта роль, как и другие, не должна превалировать над остальными, потому что тогда ребёнок воспринимает мир слишком суровым, а это путь к разного рода комплексам.
Дарующий любовь. Эта роль кажется очевидной, ведь вы так любите своё чадо. Но знает ли он об этом? Важно уметь выразить свои чувства. Говорите как можно чаще «Я люблю тебя», обнимайте просто так, безо всякого повода, даже если ваш ребёнок вполне взрослый школьник, а не грудной младенец. Кстати, выразить любовь можно лишь при условии: человек любит и себя самого. Подумайте на досуге, а любите ли вы себя? Ребёнок должен видеть, что родитель заботится не только о его самочувствии, но и о своём, при необходимости принимает помощь от других взрослых (родственников или специалистов).

Так он учится принимать заботу, заботиться, любить.
Учитель жизни. Глядя на родителей, ребёнок оценивает то, что принято/не принято в обществе. Какие ценности традиции важны, а что не имеет значения. Родитель воспитывает в нём такие качества как честность, надёжность, доброта. И развитие всех их вовсе не подразумевает задушевных бесед. Этому ребёнок учится, наблюдая за родителями и за их поведением. А часто ли мы задумываемся, какими нас видят наши дети? Простой пример: если вы с лёгкостью обманываете, унижаете друг друга в семье, ребёнок решит, что так правильно, и со временем сам будет вести себя подобным образом. Поэтому советую: следите за собой, обращайте внимание на игры ребёнка. Если дочка всё время строга со своими куклами, то, возможно, именно так вы ведёте себя с ней. В книге «Воспитание ребёнка» П. Ф. Лесгафта, которую я рекомендую про­читать каждому родителю, наглядно показано, как родители своим воспитанием формируют отрицательные типы поведения детей, мешающие впоследствии в жизни.

Регулирующий взаимоотношения. Задача родителя — обучение ребёнка эффективному общению с людьми, пониманию окружающих людей. Это становится возможным в том случае, если ребёнок имеет адекватное представление о чувствах других людей. Поэтому учите ребёнка описывать свои эмоции и эмоции других, учите пониманию и решению конфликтов. Подчеркну, этому можно научить ребёнка с любым темпераментом и складом характера. А значит, каждый может быть в жизни состоявшимся, а самое главное — счастливым, ведь именно этого мы все же­лаем своим детям.

Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: