Похвалы много не бывает

Похвалы много не бываетЛегендарная книга «После трех уже поздно», объясняющая суть и цель раннего развития детей, ныне обрела второе дыхание. Ее автор — Масару Ибука — президент и основатель японской фирмы «Сони».

После трех уже поздно» — это классика. Сегодня многое из написанного в ней воспринимается как само собой разумеющееся; но всего пару десятилетий назад книга совершила революцию в умах родителей и педагогов по всему миру. Теперь, когда центры раннего развития открыты чуть ли не в каждом дворе, зачем возвращаться к истокам этого раннего обучения?

Наверное, для того, чтобы мы смогли своими глазами смотреть на то, что современный мир предлагает для детей и родителей. И выбирать, следуя голосу сердца, а не моды. Сейчас реклама развивающих центров, методик, книг часто делает упор на страхе родителей отстать от стремительного бега жизни, выпасть из «тренда» стремления к успеху. Нам говорят: «Как, ваш ребенок в шесть месяцев еще не говорит по-английски? Он не пишет картины маслом в три года? У него же не будет будущего! Вы уже опоздали!».

И мы, когда-то слышавшие сакрамен­тальное «После трех уже поздно!», поддаемся тревоге — или убегаем от нее, отма­хиваясь от любых идей раннего развития. А истина, как всегда, где-то посередине.
А что же имел в виду сам Масару Ибука, давая своей книге такое угрожающее название? Как ни странно, она далеко не так категорична. Мы не найдем в ней конкретных рецептов «как научить ребенка читать». Здесь всего понемногу — зарисовок из жизни, научных фактов, размышлений автора. Отмечу несколько важнейших моментов.

В каждой главе Масару Ибука настаивает: не нужно стремиться сделать ребенка гением, главное — помочь ему раскрыть потенциал. И главную роль в этом он отдает отнюдь не педагогам и методикам, а родителям. Автор утверждает: «Раннее развитие часто сводят к тому, чтобы напичкать ребенка информацией или научить читать и писать в раннем возрасте. Но гораздо важнее развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Для этого нет специальных программ, и только то, как ведут себя родители, что они делают и чувствуют, как разговаривают с малышом, может сформировать личность ребенка. Автор призывает маму находиться рядом с ребенком, играть, наблюдать; а папу — оказывать поддержку супруге и больше общаться с малышом; он напоминает о вреде родительского тщеславия и побуждает взрослых работать в первую очередь над качествами своего характера, ведь ребенок -это зеркало родителей.
Какие еще полезные идеи мы можем извлечь из этой книги?

Ребенок — это губка. Совсем не обязательны специальные «уроки» и «занятия» — достаточно позволить малышу находиться рядом со взрослыми в их по­вседневных делах и творчестве. После периода наблюдения ребенок сам потянется к тем или иным занятиям. Пусть он слышит музыку и сказки на других языках, пусть в его распоряжении будут карандаши, бумага и пластилин, кубики и конструктор. Главное — не упустить тот момент, когда малыш будет готов их осваивать. Словом, создавайте для него «развивающее пространство».

Освободите место для фантазии. Игрушки, телевизор и компьютер не оставляют ребенку места для выдумки. Все уже нарисовано, создано — ему остается только потреблять готовые решения. И это учит его быть пассивным.

Успех притягивает успех. Часто мы уделяем больше внимания тем видам деятельности, где ребенок не успешен. А можно, наоборот, дать ему возможность освоить те умения, к которым есть способности. И переживание уверенности, радо­сти достижения даст энергию для освоения того, что казалось сложным.

Главная движущая сила — инте­рес. Для ребенка хорошо то, что интересно. А принуждение способно задавить любое стремление к знаниям. Надо ли это пояснять? Задавайте себе вопрос: стремимся ли мы сделать обучение интересным? Следуем ли за естественным любопытством малыша — или «забиваем» его постоянными «Не лезь!», «Есть такое слово — надо», «Давай через не могу».

Игнорировать хуже, чем бало­вать. Чем более чутко родители удовлетворяют истинные потребности ребенка (в любви, поддержке, общении), тем легче ему стать дисциплинированным и собранным, когда придет время.

Похвалы много не бывает. Отмечая теплыми словами даже маленькие успехи сына или дочки, мы помогаем ему поверить в себя и преодолеть трудности.
И самая главная идея Масару Ибуки: «Основная цель раннего развития — это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить выдающегося музыканта. Главное — развить безграничные потенциальные возможности малыша, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире».

Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: