Театр начинается с психолога

Театр для большинства из нас — действие, которое можно наблюдать, удобно устроившись в зрительском кресле. А что бы вы сказали, если бы вам предложили выйти на сцену? Примерить на себя роль, ощутить внимание зала… Это можно сделать в Театре-студии «Образ»: уже 17 лет в нем обучаются азам актерского искусства жители России, Украины, Белоруссии и даже Австралии.

Роль чайника — не шутка!

По словам руководителя киевского представительства театра, актрисы и режиссера Ольги Михневич, началось все с профессионального театра — возникла идея помочь актерам в работе и в снятии стресса, обучая их премудростям практической психологии. У одних исчезли трудности с выходом из роли, другим стало на­много легче «нащупывать» рисунок образа, так как научились определять психологические типы своих персонажей. Погрузившись в эту тему, основатель театра «Образ», психолог Сергей Базаров разработал целую теорию — философию игры. И не только напомнил, что «весь мир — театр», но и сделал вывод: психология и актерское искусство не существуют друг без друга. Подобные практики необходимы всем и каждому, и осваивать их надо буквально с детского садика. Появилось целое направление игровой психологии -«Актерское мастерство для Жизни».
Задачи, которые ставят перед собой преподаватели театра-школы «Образ», -обучение не просто актерским техникам, а тому, что необходимо в жизни каждому: повысить самооценку, правильно ставить цели и легче достигать их, развить воображение, интуицию, память. Есте­ственно, в лучшую сторону преображается стиль общения, умение говорить и быть услышанным, повышается коммуникабельность. А как замечательно в любой ситуации владеть своими эмоциями!

Воображение до Голливуда доведет

Сейчас здесь учится и стар, и млад: от пяти до 60 лет. Дважды в неделю по три часа менеджеры и компьютерщики, пенсионеры и студенты занимаются странными, на первый взгляд, вещами: играют, гримируются, изображают предметы (на­пример, стул или чайник), животных, людей «из толпы». Первый цикл обучения условно называется «социальная адаптация». Новички учатся пластике, выразительности речи, четкой артикуляции, словесной импровизации, игротехникам (это упражнения-игры, направленные на решение конкретных задач). Главное в этот период — выработать в,себе так называемое состояние позволения, когда необычные, непривычные действия можешь выполнять легко, комфортно, без стеснения и неуверенности, без оглядки на то, что подумают окружающие. Позже начинают осваивать «психотех­ники» — новаторский предмет, который помогает освоить основы театрального мастерства. Это та самая психология на службе у актера. Учащиеся начинают анализировать драматургию и осваивать актерское мастерство по основным направлениям «Школы Голливуда», а точнее, по системе Михаила Чехова, ведь ее основал именно он, племянник Антона Павловича. В отличие от Станиславского, о системе которого во времена СССР знали почти все, этот театральный педагог и режиссер считал, что необходимо положиться на силу воображения, интуицию. Эти положения также перекликаются с психологией: опереться на правополушарное образное мышление.

Стать режиссером жизни

Каждый месяц учащиеся представляют этюды, которые демонстрируют этапы обучения новоиспеченных актеров: например, «Монологи» или «Миниатюры». А за девять месяцев группе предстоит «выносить» и поставить настоящий спектакль, который показывают на одной из профессиональных театраль­ных сцен. Мне удалось попасть на комедию Р. Куни «Не беспокоить (№13)», которую представляли в Киеве, во Дворце «Украина». Шла с опаской: когда смотришь самодеятельность, обычно ощущается «натянутость», но актеры уже через пять минут заставили забыть обо всем на свете! Так я не смеялась давно…

Любая эпизодическая роль — упрямой служанки-эмигрантки или жадной горничной — «врезалась» в память, ведь каждый жест, каждая особенность персонажа соединялись в яркий образ. Возможно, учащимся помогало присутствие на сцене в одной из ролей педагога — Евгения Бушмакина. Его персонаж, хитрый политик, забывший про парламент и про жену в пылу любовных утех, напоминает многие «родные» депутатские лица…
С главными героями просто не хоте­лось расставаться! После представления учащиеся признавались, что им приятно внимание публики, для некоторых выступление на сцене — это осуществление давней детской мечты. Но самое главное, ради чего работает психологический театр, — почувствовать себя режиссером собственной жизни.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы добавить комментарий.